|
Авангардизм
Авангардизм (фр. avant-gardisme - впереди
и стража) - это общее название художественных направлений 20 века, для
которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм
и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание
традиций и абсолютизация новаторства. Рождённый духовной атмосферой
20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только
противоречия между разными системами и техниками композиции, но
и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма
декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам,
другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства
для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.
Выделился главным образом не в законченных формах классической живописи, а в тенденциях
к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии
условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и другой)
экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных
границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу
и "прозаизация" поэзии, перенесение принципов музыкальной
композиции на литературу и изобразительное искусство).
Казимир Малевич — всемирная «икона» авангарда:
Чёрный квадрат
Каземир Малевич. |
Спортсмены. Супрематизм в контуре спортсменов
Каземир Малевич. |
Супрематическая композиция: полет аэроплана 1915 г. |
Противоречивая природа авангардизма обозначилась
в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной
образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация
колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность
и какофония в музыке), а других, наоборот, - к отрицанию эстетической
сути искусства и утилитаризму (слияние искусства с производством,
бытом и политической публицистикой). В своих крайних формах смыкается
с декадентством, модернизмом, абстрактным
искусством (абстракционизм). Талантливые представители авангардизма нач. 20 века
(футуризма, имажинизма, конструктивизма и др.), которые последовательно
придерживались прогрессивного мировоззрения, смогли преодолеть узкие
рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными
ценностями.
|
|
|