ИСТОРИЯ
Изобразительного искусства
В контакте facebook Однокласники Twitter Добавить Историю исскусства в Закладки

Магритт, Рене

Рене Магритт ( Rene Magritte ) 1898 - 1967 гг. - бельгийский художник-сюрреалист. Философ сюрреализма в изобразительном искусстве. Известен как автор странных картин, в которых заложена многозначность, загадочность. В отличии от других сюрреалистов, стремящихся исказить сам предмет (форму, образ), в картинах Рене Магритта почти не затронута "предметность" образа - сюрреалистичен смысл, восприятие, понимание, множественность значений.

В каждой своей картине Магритт готовит парадокс. Каждая картина - это комбинация образа, способа его изображения и, даже, названия картины. Названиям картин Магритт уделял особое значение - они как бы "направляют" зрителя в размышления, вводят в "ребус". Они настраивают зрителя на поиск разгадки, но найденные ответы будут парадоксом или апорией для логики. Эта ситуация заставляет зрителя погружаться в мыслительные процессы, выводы из которых могут удивить самого зрителя. Зритель невольно становится философом.

Этого и добивается художник. За подобный эффект своих картин он называет себя "магическим реалистом". Как говорил сам Рене Магритт, его цель - это заставить зрителя задуматься. А стилистика намеренной примитивной простоты образов заставляет сосредоточиться над их символизмом. Как ни кто другой, Рене Магритт пользовался и "спекулировал" принципом - миром правят символы.

Подобная практика восприятия многозначности и невольного развития процессов мышления существует в практиках дзен буддизма, когда парадоксальные (противоречащие логике) задачи приводят к бурному процессу поиска ответа, а в конечном результате - к пониманию гармоничной красоты ответов. Философии единства и целостности противоположностей.

Но Рене Магритт не стремится развивать интеллектуальную составляющую своего творчества,  он цинично эксплуатирует уже полученную популярность. Он останавливается только на эффекте зрительного восприятия, только создаёт парадокс восприятия, а последующие выводы оставляет зрителю.

К сожалению, художник не стал развивать свой уникальный стиль. Хотя у Магритта было много поздних работ в виде "вариаций" прошлых удачных картин, получивших признание. Смысловое наполнение картин фокусирует на идее - парадоксальной разницей восприятия между изображением (образом) и действительностью.

Знаменитый образ человека в котелке становится символом самого художника. Картина - "Сын человеческий", стала настоящим шедевром всей концепции "магического реалиста" Рене Магритта, породив множество обсуждений, вариаций прочтения. Даже для общества, где модернистское восприятие мира и религии стало нормой, подобное использование символов в картине можно назвать интеллектуальной провокацией. Когда противоречивые выводы рождаются у зрителя в его собственной голове.

Не смотря на внешний примитивизм в технике исполнения, художник и его образы становятся весьма заметной фигурой в культуре Европы. Его работы и их символизм становятся узнаваемы в обществе. Портрет Магритта размещён на банкноте в 500 бельгийских франков.

Картины Рене Магритта:


Вероломство образов
1928—1929 гг.

Проницательность
1936 год.

Империя света
1953 г.

Загадки горизонта
1955 г.

Сын человеческий
1964 г.

Голконда
1967 г.

Биография Рене Магритта:

1898 г. — родился 21 ноября в бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа.

1912 г. — его мать совершила самоубийство (утопившись в реке Самбре), это оказало большое влияние на подростка. Кроме этой трагедии, Магритт вынес из детства ряд других, трагических происшествий.

1916 г. — поступил учиться в Королевскую Академию Изящных Искусств в Брюсселе, но через 2 года (в 1918 г.) покинул её.

1922 г. — Магритт женился на Жоржетте Бергер и с которой прожил до самой смерти. Работает художником рекламы и плакатов и на фабрике бумажной продукции.

1926 г. — подписал контракт с брюссельской галереей Сенто, уволился с фабрики и полностью посвятил себя живописи. Пишет сюрреалистическую картину «Потерянный жокей». Эту картину сам Рене считает первой удачной работой.

1927 г. — проходит первая выставка, но критики признают её неудачной. Магритт с женой уезжают в Париж и вступают в кружок сюрреалистов (см. сюрреализм) Андре Бретона.

1932 г. — художник вступил в Коммунистическую партию Бельгии, но вскоре покинул её. До 1945 года ещё два раза вступал в коммунистическую партию и также - дважды покидал её.

1937 г. — художник читал публичные лекции, в которых изложил свои взгляды.

1938 г. — возвращается в Брюссель, работает рекламным художником. Вместе с братом открывает рекламное агентство.

1940 г. — оккупация Бельгии. Художник считал важным вселить в людей надежду. Во время войны посвящает себя работе, пишет много картин.

1947 г. — новые работы и работы написанные во время войны не пользуются спросом. Рене Магритт вернулся к своей прежней письма, переписывает (и тиражирует варианты) своих ранних работ.

1948 г. — у Магритта выставлены 20 картин в парижской галерее Фобур, их приняли довольно холодно, они подверглись критике. У художника началась затяжная депрессия.

после 1950 г. — проходят выставки его работ в Лондоне, Риме, Париже, Нью-Йорке.

1954 г. — большая выставка работ Магритта во Дворце изящных искусств.

1956 г. — художнику вручили престижный приз Гуггенхейма «как выдающемуся представителю культуры Бельгии».

1964 г. — создана картина "Сын человеческий".

1967 г. — Магритт умер от рака поджелудочной железы.

 

 
  История изобразительного искусства  
© 2002-2024 гг. О создании и поддержке сайта   |   Сайт использует cookie. Политика конфиденциальности.
 
 
 
Национальная Интернет Премия
Российской академии Интернета 2003 г.

в номинации "Изобразительное Искусство и музеи".